ОЛЬГА ДОКУЧАЕВА (Москва)

 

Мотив ограниченного знания в стихе о Голубиной книге и в «Луцидариусе»

 

В статье рассматривается мотив ограниченного знания в древнерусских произведениях в жанре эротапокриза: в Стихе о Голубиной книге и в «Луцидариусе». В поле внимания попадает момент возникновения этого мотива в произведениях, его влияние на структуру текста, смысл и связь с другими мотивами. Функции мотива позволяют рассматривать его как особенность произведений жанра эротапокриза.

 

Ключевые слова: эротапокриз, стих о Голубиной книге, «Луцидариус», мотив ограниченного знания.

 

 

ДАРЬЯ ТРУШИНА (Москва)

 

«Родословная» сатира в «Недоросле» Д. И. Фонвизина и ее традиция в европейской литературе

 

В статье анализируется фрагмент «Недоросля», повествующий про род Скотининых, который, по словам Правдина и Стародума, старее Адама. Этот мотив рассматривается в контексте европейских традиций; также очерчивается ряд его вероятных источников. Помимо этого, анализируется специфика трансформации и встраивания мотива в текст комедии и индивидуальные особенности поэтики комического в произведениях Фонвизина.

 

Ключевые слова: русская литература XVIII в., Д. И. Фонвизин, «Недоросль», Н. Г. Курганов, источники.

 

 

ЕКАТЕРИНА ЛЯМИНА (Москва), НАТАЛЬЯ САМОВЕР (Москва)

 

«Первые и последние стихи французские». Крылов – читатель маркиза де Кюстина

 

В статье вводится в исследовательский оборот неопубликованное письмо И. А. Крылова его близкому знакомому Я. И. Ростовцеву, суммирующее впечатления от знакомства с книгой А. де Кюстина «La Russie en 1839». Этот отзыв, включающий сочиненное баснописцем французское двустишие, далее рассмотрен в нескольких контекстах: раннего восприятия в России сочинения Кюстина, истории отношения Крылова к Франции, ее культуре и языку, а также его эпиграмматического творчества.

 

Ключевые слова: И. А. Крылов, А. де Кюстин, «La Russie en 1839», французские стихотворения русских авторов, эпиграмма.

 

 

АНАСТАСИЯ РОЖКОВА (Москва)

 

Фольклорный и реальный комментарии к стихотворениям на былинные сюжеты А. К. Толстого «Змей Тугарин», «Илья Муромец» и «Алёша Попович»

 

Статья посвящена некоторым особенностям изображения богатырей в парафрастических стихотворениях А. К. Толстого «Змей Тугарин», «Илья Муромец» и «Алеша Попович». Поэт использует узнаваемые образы богатырей и вкладывает в своих героев собственное понимание о народности и идеологии богатырства. Рассматриваются обращения Толстого к героическому эпосу, а также создание и функционирование авторских фольклорных и природных образов в стихотворениях.

 

Ключевые слова: А. К. Толстой, былины, парафразис, фольклорный комментарий, реально-биологический комментарий.

 

 

ОЛЬГА МАКАРЕВИЧ (Санкт-Петербург)

 

Эффект бабочки, или Об одном сравнении в романе И. А. Гончарова «Обрыв»

 

 

В статье рассматривается одно из сравнений, включенных И. А. Гончаровым в роман «Обрыв» для характеристики Марфиньки. Анализ возможных контекстов, обусловивших использование этого сравнения и составляющих «память текста», позволяет выявить многоаспектность образа бабочки.

 

Ключевые слова: И. А. Гончаров, «Обрыв», бабочка, метаморфоза, «память текста».

 

 

АНГЕЛИНА БАЛАБАЕВА (Москва)

 

Личность и поэзия А. С. Пушкина

в контексте литературно-критических работ Вл. С. Соловьева о русской поэзии

 

В статье рассматривается концептуальное значение фигуры А. С. Пушкина для представлений Вл. С. Соловьева об истории русской поэзии. Пушкинская поэзия в построениях Соловьева становится основой для формирования литературной родословной поэтов и поиска новых путей развития поэзии.

 

Ключевые слова: Вл. С. Соловьев, А. С. Пушкин, литературная критика, русская поэзия XIX века, философия.

 

 

АНАСТАСИЯ ПОЛУМОРДВИНОВА (Санкт-Петербург)

 

Образ Сверхчеловека в творчестве В. Я. Брюсова: от гениальности к сумасшествию

(на материале ранней прозы и романа «Огненный ангел»)

 

Статья посвящена изучению динамики созданного В. Я. Брюсовым образа Сверхчеловека, наблюдаемой в процессе анализа текстов писателя. Гениальность и сумасшествие сопоставлены и представлены в качестве граней развития брюсовских героев-сверхличностей. Разбирается, каким автор представляет своего Сверхчеловека - сумасшедшим, гением и/или синтезом двух этих состояний; также выдвигается гипотеза о самостоятельном существовании в творчестве Брюсова нескольких типов рассматриваемого образа, которые выделились в процессе анализируемого поиска автора.

 

Ключевые слова: В. Я. Брюсов, сверхчеловек, гениальность, сумасшествие, священное безумие.

 

 

ДМИТРИЙ ЦЫГАНОВ (Москва)

 

Сталинская премия в системе литературного производства 1940-х — начала 1950-х годов: Институциональный контекст формирования соцреалистического канона

 

Сталинская премия по литературе рассматривается в статье как институция, работа которой оказывала прямое влияние на складывание соцреалистического канона. Сформулированный в теме аспект изучения Сталинской премии подразумевает не только погружение в контекст институциональной истории культуры позднего сталинизма, но и попытку обнаружить присущий этой институции стабилизирующий потенциал, которым могла обеспечиваться целостность культурного континуума позднесталинской эпохи и посредством которого осуществлялась глубинная трансформация массового сознания, деформированного и травмированного военным опытом.

 

Ключевые слова: Сталинская премия, литературный канон, соцреалистический канон, послевоенная литература, поздний сталинизм, институциональная история литературы.

 

 

ЕВГЕНИЯ КОВАЛЕВА (Санкт-Петербург)

 

Петербургский текст в лирике Виктора Кривулина 1960-х годов

 

Статья посвящена особенностям Петербургского/Ленинградского текста в поэзии В. Б. Кривулина. В фокусе исследования - 22 стихотворения (в т. ч. 12 неопубликованных) Кривулина 1960-х годов. Особое внимание уделяется способам языкового кодирования городского текста и механизмам трансформации устойчивых субстратных элементов внутри художественной картины мира автора.

 

Ключевые слова: В. Б. Кривулин, Петербургский текст, мифопоэтика, языковой код города.

 

 

ЕКАТЕРИНА БУХАНОВА (Томск)

 

Элементы рецепции античных мениппей в повести А. Битова «Ожидание обезьян»

 

Статья выявляет творческую рецепцию античных жанровых моделей авантюрно-бытового романа-путешествия и менипповой сатуры, а также образных систем текстов Петрония, Апулея, Лукиана и других античных писателей в повести А. Г. Битова «Ожидание обезьян» (1993). Сатирический модус, утопическая фантастика и диалектика «сократического диалога» рассмотрены как способы проверки автором не только современной культуры, но и культуры в соотношении с онтологией, ее возможностей хранить духовную память человечества, определять способ существования человека. Интеллектуальный пафос повести скрыт и приближен к профанному читательскому сознанию при помощи приема оживления, «фамильяризации» коллективного собирания истины.

 

Ключевые слова: А. Г. Битов, Оглашенные, Ожидание обезьян, рецепция, античный роман, мениппея.