АРТЕМ ТРОФИМОВ (Санкт-Петербург)

 

Композиционные особенности прозаических панегириков в честь Полтавской победы

(на материале творчества Стефана Яворского и Феофана Прокоповича)

 

В статье проводится анализ композиционного и риторического построения ряда прозаических панегириков, посвященных Полтавской победе 1709 года. Исследование проводится на материале трёх проповедей Стефана Яворского 1709 и 1716 годов. и двух проповедей Феофана Прокоповича 1709 и 1717 годов. В центре внимания находятся различия способов построения ранних и поздних панегириков в честь Полтавской победы.

 

Ключевые слова: Полтавская победа, панегирик, композиция, Стефан Яворский, Феофан Прокопович

 

 

ХЭН ФУ (Санкт-Петербург)

 

«Энхиридион» Эпиктета: переводы А. Д. Кантемира и Г. А. Полетики

 

В статье представлен анализ «Энхиридиона» философа-стоика Эпиктета, переведенного Антиохом Кантемиром с древнегреческого языка на русский. В первой части статьи предоставляется краткий обзор контекста до возникновения текста Кантемира. Во второй части устанавливается источник, который стал основой перевода Кантемира. Автор приходит к выводу, что источником для Кантемира послужило издание 1711. Далее анализируется текст Кантемира. Чтобы выяснить особенность перевода Кантемира, автор сопоставляет его с текстом Григории Полетики. Делается вывод о том, что в переводе Кантемира главной характеристикой является лаконизм.

 

Ключевые слова: греческое стоическое сочинение, переводная деятельность XVIII века в России, источник, стиль.

 

 

МАРИЯ НАЧИНКОВА (Санкт-Петербург)

 

Записки Бориса Райского и роман И. А. Гончарова «Обрыв»

 

Статья посвящена соотношению текста романа «Обрыв» и заметок, которые главный герой, Борис Райский, делает при подготовке к написанию своего произведения на тот же сюжет. Итоговый отказ героя от создания романа трактуется как призыв к творческой работе читателя. Также рассматривается гипотеза об использовании повествователем записок Райского и параллель с финальной фразой романа Гончарова «Обломов».

 

Ключевые слова: филология, И. А. Гончаров, «Обрыв», роман, читатель.

 

 

АЛЕКСЕЙ БАЛАКИН (Санкт-Петербург)

 

Вокруг завещания И. А. Гончарова

 

В статье на основании анализа переписки И. А. Гончарова и его ближайших родственников, а также воспоминаний о нем реконструируются мотивы, которыми руководствовался писатель, составляя свое первое завещание. Как известно, Гончаров большую часть своего наследства оставил вдове своего покойного слуги и троим ее детям. Автор статьи показывает, каким образом зрело это решение и почему именно осенью 1879 года было составлено первое завещание. В статье так же делается попытка более взвешенного анализа мемуаров А. Н. Гончарова о своем дяде-писателе, которые ранее считались гончароведами предвзятыми и недостоверными.

 

Ключевые слова: И. А. Гончаров, завещание, переписка, наследственное право Российской Империи.

 

 

МАРИЯ АСТАШЕНКОВА (Москва)

 

 

Сборник М. В. Крестовской «Уголки театрального мирка»

как пример русской театральной прозы 1880-х годов

 

Статья посвящена сборнику М. В. Крестовской «Уголки театрального мирка» (1885),. Центральная тема повестей, входящих в этот сборник, – пагубное влияние театральной среды на жизни и судьбы людей. Как показано в статье, проблемы, поднятые в сборнике, – пошлость и развратность театрального закулисья, бесчувственность артистов и их глухота к проблемам друг друга, беззащитность актрис – были актуальны для русского театра в период создания повестей.

 

Ключевые слова: М. В. Крестовская, история русского театра, закулисье, М. Г. Савина, П. А. Стрепетова.

 

 

АНАСТАСИЯ ПОЛУМОРДВИНОВА (Санкт-Петербург)

 

Любовь-игра, любовь-рок и любовь-смерть

в лирической повести В. Я. Брюсова «Декадент»

 

Статья посвящена изучению концепта любви в лирической повести В. Я. Брюсова «Декадент». Автором анализируются особенности и основные компоненты формулы данного концепта, а также демонстрируются конкретные этапы его эволюции в повести и влияние на становление основных тем и приёмов в творчестве писателя.

 

Ключевые слова: любовь-игра, любовь-рок, любовь-смерть, сверхчеловек, спиритизм, Брюсов.

 

 

 

ДМИТРИЙ ЗАЙЦЕВ (Москва)

 

Натуралистический нарратив о неврастении и дегенерации и русский символистский роман: о влиянии сборника А. В. Амфитеатрова «Психопаты» на роман Ф. Сологуба «Мелкий бес»

 

Статья посвящена анализу взаимосвязей традиции литературного натурализма и русского символистского романа. Как мы покажем, роман Ф. Сологуба «Мелкий бес» создавался под сильнейшим влиянием натуралистического нарратива о неврастении и дегенерации, примером которого является сборник рассказов А. В. Амфитеатрова «Психопаты».

 

Ключевые слова: натурализм, символизм, неврастения, дегенерация, Ф. Сологуб, А. В. Амфитеатров.

 

 

АНДРЕЙ УСТИНОВ (Сан-Франциско)

 

Мстислав Добужинский и русская кабаретная культура: антерпризы Бориса Пронина

 

Настоящая работа посвящена художественной и сценографической деятельности Мстислава Добужинского (1875-1957) в двух кабаретных антерпризах Бориса Пронина (1875-1946): «Привале комедиантов» в Петрограде и «Странствующем энтузиасте» в Москве. Особенное внимание уделяется творческим взаимоотношениям Добужинского с известными петроградскими литераторами, художниками и режиссерами-постановщиками — Михаилом Кузминым, Анатолием Луначарским, Петром Сазоновым, Юлией Слонимской-Сазоновой, Петром Потемкиным, Борисом Романовым, Марком Шагалом. Впервые публикуются дневниковые записи Добужинского и воссоздаются обстоятельства учреждения «Странствующего энтузиаста» - последнего кабаре Пронина.

 

Ключевые слова: Мстислав Добужинский, Борис Пронин, история русского театра, история русского кабарэ, литературный быт, художественная среда, культурная история Петрограда, «Привал комедиантов», культурная история Москвы, «Странствующий энтузиаст».

 

 

ДМИТРИЙ ЦЫГАНОВ (Москва)

 

 

От культа Ленина к культу Сталина: стратегии деперсонификации ленинского образа в некрологической лирике в связи с его вытеснением сталинским quasi‒мифом

 

В статье предпринимается попытка рассмотрения корпуса некрологической лирики («траурного дискурса») 1924 года в связи с протекавшим в 30‒50-е годы процессом трансформации культа вождя  и перехода от культа В. Ленина к культу И. Сталина. Отдельное внимание уделяется вопросам, связанным с переосмыслением статуса ленинского тела, а также стратегиям деперсонификации и эмблематизации ленинского образа. На основе литературного и историко-культурного материала нами моделируется вероятная траектория вытеснения сталинским quasi‒мифом образа Ленина и относительная хронология последующего оформления этого мифа в качестве «мотивирующей базы» культа вождя.

 

Ключевые слова: В. И. Ленин, И. В. Сталин, культ вождя, лениниана, сталиниана.

 

 

АНАСТАСИЯ ХРИСТЕНКО (Санкт-Петербург)

 

 

О природе визуального кода в романе Ю. К. Олеши «Зависть»

 

Статья посвящена выяснению природы визуального кода в романе Ю. К. Олеши «Зависть». Устанавливается взаимосвязь между визуальными элементами и сюжетом романа: рассматривается вопрос функционирования отдельных описаний, их смыслообразующий потенциал и логика распределения в композиционной структуре текста.

 

Ключевые слова: Ю. К. Олеша, советская литература, визуальный код, роман «Зависть», поэтика сюжета.

 

 

МАКСИМ ЩАВЛИНСКИЙ (Санкт-Петербург)

 

 

«Жизнь Арсеньева» и «Жизнь Бунина» как способ сознательной спекуляции на биографии

 

И. А. Бунин остро реагировал на любую попытку назвать его роман «Жизнь Арсеньева» автобиографией и активно выступал в печати против таких заявлений. В настоящей статье рассматривается, как писатель, понимавший неизбежность сравнений, использовал свой роман в качестве инструмента для точечной корректировки собственной биографии через идеализированный образ Алексея Арсеньева. В этом Бунину помогла и жена, написав идеологизированную биографию мужа — «Жизнь Бунина».  В итоге становится возможным наблюдать сложные отношения между вымыслом и биографией.

 

Ключевые слова: И. А. Бунин, «Жизнь Арсеньева», биография, автобиография, спекуляция, идеология, В. Н. Муромцева, «Жизнь Бунина».

 

 

КАТЕРИНА БУХАНОВА (Томск)

 

Судьба текста в романе А. Битова «Преподаватель симметрии»

 

Статья посвящена выявлению в романе А. Битова «Преподаватель симметрии» концепции текста как экзистенциального феномена, функционирующего в процессе создания и при рецепции заложенных в нем смыслов. Альтернативные возможности текста концептуализировались Битовым как способ понимания бытия, закрепления авторских концепций в культуре, а также как перспектива их тиражирования, неизбежного искажения и профанирования. Определяются формы изменения авторского замысла при воплощении его в тексте и формы жизни текста в культурной традиции. 

 

Ключевые слова: А. Битов, "Преподаватель симметрии", текст, рецепция, эволюция ваторского замысла, культурная традиция.

 

 

АНАСТАСИЯ ИМЕННЫХ (Москва)

  

Два варианта романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»: к истории публикации

 

В статье представлен текстологический анализ двух печатных изданий романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты». Анализируется трансформация содержательных, структурных, стилевых черт, произошедшая при переделке журнального варианта произведения в книжный.

 

Ключевые слова: военная проза, В. П. Астафьев, «Прокляты и убиты», текстологический анализ.