АЛЕКСЕЙ ПОПОВИЧ (Екатеринбург)
Жертва «живая» и «мертвая»:
топос и разноречие контекста в книжности Древней Руси XI–XIV веков
Статья посвящена выявлению семантики понятия «жертва» и формированию его топики в памятниках древнерусской литературы XI–XIV веков. Исследование основано на материале разножанровых текстов и произведений, в результате анализа языковых данных и образных рядов описывается возникновение в литературе конфликта между греховной «внешней» жертвой и спасительной «внутренней» жертвенностью. Отдельно рассмотрена специфика образного воплощения жертвы в памятниках Борисоглебского цикла, отмечена особенность поэтики, заключающаяся в «ритуализации» художественного языка для описания жертвенного подвига, что свидетельствует об этапе перехода, ведущего к дальнейшему изменению коннотаций и семантического наполнения топоса жертвы.
Ключевые слова: жертва, топос жертвы, жертвенность, история понятий, поэтика древнерусской литературы, памятники Борисоглебского цикла.
МИХАИЛ ЛЮСТРОВ (Москва)
Гренландская тема в русской литературе XVII-XVIII веков
В статье рассматриваются русские переводные тексты XVII-XVIII веков, содержащие сведения о Гренландии и гренландцах, - раздел рукописного сборни ка конца XVII в. из собрания Новоструева и басня Л. Хольберга «О гренландце» в переводе Д. И. Фонвизина. Утверждается, что при всем равнодушии русских авторов к арктической теме в русской литературе XVII-XVIII вв. был сформирован образ Гренландии и гренландца.
Ключевые слова: Гренландия, Л.Хольберг, русская литература XVII-XVIII веков.
ОЛЕГ ЛАРИОНОВ (Санкт-Петербург)
К источникам «Разговора о счастии» Н. М. Карамзина
Статья посвящена изучению «Разговора о счастии» (1797) Н. М. Карамзина в контексте истории идей. В качестве возможных источников рассматриваются сочинения А. Поупа, Ш. Бонне, Б. де Фонтенеля и А. Смита.
Ключевые слова: Н. М. Карамзин, история идей, русско-европейские литературные связи, А. Смит.
АНДРЕЙ ЛЮСТРОВ (Москва)
Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: Судьба двух редакций в школьном каноне
В статье рассматривается, когда и при каких условиях повесть Н. В. Гоголя вошла в школьный канон. На материале хрестоматий и школьных программ определяется канонический потенциал текста, указывается на циркуляцию двух редакций в школьной литературе. Сложное соотношение версий 1835 и 1842 годов объясняется националистическим зарядом повести.
Ключевые слова: литературный канон, Н. В. Гоголь, национализм, хрестоматии, школьная программа.
ЕКАТЕРИНА КОЛЕВАТОВА (Санкт-Петербург)
Финансовые махинации и драматический конфликт: сюжетные схемы и функции персонажей в русской драматургии второй половины 1870-х годов
Статья посвящена такому историко-литературному явлению, как появление и распространение в драматургии второй половины 1870-х годов пьес, посвященных различными финансовыми махинациями. В этот период драматурги все чаще обращаются к актуальным экономическим вопросам, связанным с капиталистическими операциями. Ярким примером пьесы, где драматический конфликт завязан на финансовых махинациях, является комедия А. Н. Островского «Волки и овцы». В статье мы сопоставим пьесу «Волки и овцы» с другими драматическими произведениями 1870-х годов, где на сцене воспроизводятся разного рода экономические преступления. Мы увидим, существует ли связь между характером интриги пьесы и формальной сюжетной схемой, построенной при помощи характеристик количественного анализа. Также мы выясним, как пьесы с финансовой тематикой структурно отличаются от пьес с иным характером драматического конфликта.
Ключевые слова: драма, количественный анализ, количественные характеристики, формальные методы, сюжет, драматический конфликт, финансовые махинации.
АЛИНА СОЛОМОНОВА (Санкт-Петербург)
Особенности изображения ощущений и сознания заболевшего персонажа
(на примере произведений Чехова)
Статья посвящена анализу (на материале произведений Чехова) появления описания ощущений и сознания заболевшего персонажа. Эти ощущения и по-другому работающее сознание искажают видение героем мира. Прослеживается дефиниция характерных смыслов, обогащающих и преобразующих базовую литературную ситуацию и усложняющую структуру нарратива.
Ключевые слова: нарратив, литературный процесс
ОКСАНА ТОЛСТОНОЖЕНКО (Красноярск)
К вопросу о конструировании профессиональной идентичности писателей-самоучек
в начале XX века
В статье рассматриваются стратегии самоопределения писателей из народа начала XX века в литературном процессе эпохи: употребление самоназваний, подчеркивавших их отличие от «писателей вообще», выстраивание собственной иерархии классиков, рефлексия художественных категорий.
Ключевые слова: писатель из народа, литературная традиция, преемственность, классик, самопрезентация.
КАТЕРИНА БРЫЛЕВА (Москва)
Воспоминания зятя: об одном источнике сведений Николая Гумилева о Т. Готье
При написании статей о Т. Готье Гумилев активно пользуется книгой воспоминаний Э. Бержера, зятя французского поэта, заимствуя из нее цитаты, интересные эпизоды, а также обрабатывая текст таким образом, чтобы факты, почерпнутые из книги, работали на создаваемый им образ Готье – образ поэта-победителя, обладающего неукротимым и жизнерадостным характером.
Ключевые слова: Н. С. Гумилев, Т. Готье, источник, воспоминания, биография
ИЛЬЯ ВИНИЦКИЙ (Принстон)
«Завещание Сергея Есенина»: История одной мистификации
В статье исследуется таинственное «завещание Сергея Есенина», напечатанное в американской воскресной газете в 1926 году и привлекшее к себе сочувственное внимание нескольких есениноведов. Автор устанавливает, что эта публикация представляет собой первую часть целого цикла фантастических мистификаций, напечатанных в American Weekly в 1920-1940-е годы и посвященных необыкновенным приключениям «этрусской вазы» с прахом Есенина и Айседоры Дункан. Этот цикл атрибутируется автором американскому журналисту-мистификатору Ивану Ивановичу Народному-Сибулю (1869–1953), названному ФБР «худшим мошенником», когда-либо эмигрировавшим в Америку из России. В статье реконструируется биография и «творческая деятельность» этого неутомимого мистификатора.
Ключевые слова: С. А. Есенин, А. Дункан, биографический миф, русский и американский балет, мистификации, Иван Иванович Народный.
АНАСТАСИЯ ТРУШИНА (Москва)
Функция библейских подтекстов в очерке М. А. Булгакова
«Часы жизни и смерти»
В статье предпринята попытка обосновать значимость библейских аллюзий для очерка М. А. Булгакова «Часы жизни и смерти», опубликованного в газете «Гудок» по случаю смерти В. И. Ленина. Анализ символического уровня этого текста позволяет сделать выводы о противоречивости булгаковского взгляда на революционные события в России в целом и на фигуру Ленина в частности.
Ключевые слова: М. А. Булгаков, В. И. Ленин, библейский подтекст, советская литература.
ЕКАТЕРИНА ТАРАСОВА (Москва)
Из чего сделана «Пиковая дама» Евгения Замятина?
Статья посвящена киносценарию Е. Замятина «Пиковая дама», в тексте которого содержатся ключевые детали и сюжетные приемы из нескольких произведений русского искусства. Через собственное кинематографическое переложение повести писатель предпринял попытку транслировать русскую культуру за рубежом. В статье показано, как Замятин, создавая сценарий, накладывает известные кадры из произведений Чайковского и Достоевского на незнакомую западному зрителю «пушкинскую» киноленту.
Ключевые слова: «Пиковая дама», Е. И. Замятин, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», кинематограф, сценарий.
АЛЕКСАНДР КОБРИНСКИЙ (Санкт-Петербург)
Хармс – кинозритель. Из реального комментария к записным книжкам
В статье комментируются записи Даниила Хармса в его записных книжках 1925-1927 годов, относящиеся к кинематографу. Комментарий позволяет уточнить интересы поэта в области кино, а также некоторые детали его биографии.
Ключевые слова: Даниил Хармс, ОБЭРИУ, записные книжки, кино.
АЛЕКСАНДР ЖОЛКОВСКИЙ (Лос-Анджелес)
Разбор трех разборов. Автоэвристические заметки
В статье разбираются три недавние работы автора: разборы трех очень разных текстов — «Темных аллей» Бунина, «Двух капитанов» Каверина и «Личной жизни» Зощенко, — между которыми обнаруживаются интересные сходства. Одно состоит в том, как долго автору открывалась некая, теперь представляющаяся окончательной, разгадка структуры каждого из текстов. Другое, более неожиданное, — в том, что эти произведения объединяет общая черта: «авторский» мотив, встроенный в три совершенно несходных нарратива. Заключительный раздел статьи посвящен теоретическим выводам из выявленных аналогий.
Ключевые слова: И. А. Бунин, В. А. Каверин, М. М. Зощенко, М. М. Бахтин, Ю. К. Щеглов, структура, тема, разгадка, доминанта, стратегия, авторство, скрипт, поэтика выразительности.