АРТЕМ ТРОФИМОВ (Санкт-Петербург)

 

Многоязычие в литературной культуре петровской эпохи:

«Епиникион» Феофана Прокоповича

 

В статье сопоставляются две из трех известных на сегодняшний день редакций победной песни Феофана Прокоповича «Епиникион» — на церковнославянском и польском языках. Проводится попытка соотнесения разных редакций произведения с восточнославянской и западноевропейской литературными традициями начала Петровской эпохи. С этой целью анализируются «общие места» в двух текстах, характерные для литературных традиций России и западной Европы начала XVIII века.

 

Ключевые слова: Феофан Прокопович, «Епиникион», многоязычие, редакции, сравнение.

 

 

 

ВИОЛЕТТА АРСТАНОВА (Москва)

 

Записки Е. А. Сушковой (Хвостовой): к вопросу об объективности источника

 

Данная статья посвящена проблеме объективности «Записок Екатерины Александровны Сушковой (Хвостовой)», которые, в свою очередь, являются ранним биографическим источником о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Автором рассматриваются вопросы объективности автодокументального жанра записок, вопросы подлинности адресации «Сушковского» цикла М. Ю. Лермонтова, особенности издания текста «Записок» с 1869 по 2004 годы.

 

Ключевые слова: «Сушковский» цикл, записки, Е. А. Сушкова, М. Ю. Лермонтов, «Вестник Европы», лирика.

 

 

АЛЕКСЕЙ БАЛАКИН (Санкт-Петербург)

 

Из комментариев к «палладским» текстам

И. А. Гончарова

 

В заметке уточняется комментарий к книге И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада”», двум примыкающим к ней очеркам – «Два случая из морской жизни» и «Из воспоминаний и рассказов о морском плавании», а также письмам писателя из кругосветного плавания.

 

Ключевые слова: Гончаров, «Фрегат “Паллада”», травелог, текстология, комментарий.

 

 

 

МАРИЯ ЛИХИНИНА (Санкт-Петербург)

 

Историческая проза и романтическая историография:

образ Ивана Грозного в творчестве Н. И. Костомарова

 

Статья посвящена сравнительному анализу образа Ивана Грозного в историческом и художественном нарративах на материале нескольких статей Н. И. Костомарова и его романа «Кудеяр». Также в работе рассматривается становление характера Ивана IV в работах историка.

 

Ключевые слова: Н. И. Костомаров, Иван IV Васильевич (Иван Грозный), нарратив, сюжет, персонаж.

 

 

 

ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНОВ (Санкт-Петербург)

 

Древняя Месопотамия в творчестве Сергея Прокофьева

 

 

В статье раскрывается роль текстов и образов древней Месопотамии в творчестве композитора и писателя Сергея Прокофьева. Установлен первоисточник текста его кантаты "Семеро их", раскрыто происхождение рассказа "Блуждающая башня", показана связь его увлечений месопотамскими сюжетами с событиями политической жизни России в 1917-1918 годах.

 

Ключевые слова: древняя Месопотамия – С.С.Прокофьев – К.Д.Бальмонт – “Семеро их” – “Блуждающая башня” – Г.Винклер.

 

 

 

НАТАЛЬЯ МАРКОВА (Москва)

 

«Патмос» Б. Лившица и мистическая философия Я. Бёме

 

В статье рассмотрены связи сборника Б. К. Лившица «Патмос» с текстом философа–мистика Я. Бёме «Aurora, или Утренняя заря в восхождении»: проанализированы образы, встречающиеся у обоих авторов, пересекающиеся сюжетные линии, почти дословное цитирование Бёме в некоторых стихотворениях «Патмоса». Анализ этих связей позволяет прояснить главный замысел сборника и проинтерпретировать обращение к различным мистическим и мифическим сюжетам, главным из которых является миф об Атлантиде.

 

Ключевые слова: Лившиц, «Патмос», Бёме, символизм, мистика, Атлантида.

 

 

 ЮЛИЯ КОЗИЦКАЯ (Москва) 

 

Конструирование автобиографического нарратива в творчестве советского национального

писателя: повесть «Мои мектебы» Сабита Муканова

 

Статья посвящена первой автобиографии в истории казахской литературы: автобиографии писателя Сабита Муканова. В работе на основе текстологического анализа произведений, а также с помощью привлечения широкого культурного и политического контекста сделана попытка ответить на вопрос, какие цели ставили перед собой национальные авторы, создавая автобиографические тексты.

 

Ключевые слова: советская литература, казахская литература, литературный канон, автобиография, С. М. Муканов, Джамбул Джабаев, М. Горький.