АЛЕКСЕЙ ПОПОВИЧ (Екатеринбург)

 

«Путник» Иоанна Тобольского (Максимовича):

частный человек на фоне сотворения империи

 

Статья посвящена малоизвестному и недооцененному памятнику поэзии русского барокко - автобиографическому сочинению Иоанна Тобольского (Максимовича) «Есть путник из Чернигова в Сибирь» (1711). В статье обозначено особое место этого текста в истории русской литературы эпохи перемен (XVII-XVIII веков); показано органическое переплетение в нем переживаний частного человека и интересов строящейся империи. Соединение черт травелога и биографии, а также элементов лирического и государственно-публицистического характера отразилось на экспериментальной для своего времени художественной форме «Путника».

 

Ключевые слова: Иоанн Тобольский (Максимович), «Путник», империя, Строгановы, травелог, виршевая поэзия, Петровская эпоха.

 

 

МАРИЯ НАЧИНКОВА (Санкт-Петербург)

 

 

Mise en abyme в романе И. А. Гончарова «Обрыв»

 

Статья посвящена функциям и семантической нагрузке приема mise en abyme в романе «Обрыв» И. А. Гончарова. В качестве примеров использования mise en abyme рассматриваются изображение работы центрального героя, Бориса Райского, над романом, а также композиционное подобие первой части «Обрыва» и очерка Райского «Наташа» всему произведению Гончарова. В статье делается вывод, что особенности применения mise en abyme в романе «Обрыв» уподобляют его строение сложной системе зеркал.

 

Ключевые слова: филология, И. А. Гончаров, «Обрыв», mise en abyme, геральдическая конструкция, редупликация.

 

 

ЕКАТЕРИНА КОСОВА (Санкт-Петербург)

 

К. К. Случевскй и В. Ф. Ходасевич. Генезис смежных образов и мотивов

 

В статье рассматривается интертекстуальная преемственность творчества В. Ф. Ходасевича по отношению к стихам К. К. Случевского. Делается попытка описать характерные особенности поэзии К. К. Случевского и В. Ф. Ходасевича, сближающие их творчество, а также выявить закономерности формирования идентичных образов и мотивов.

 

Ключевые слова: К. К. Случевский, В. Ф. Ходасевич, символизм, интертекст.

 

 

ВЛАДИМИР ТУРЧАНЕНКО (Санкт-Петербург)

 

Дискуссия о «Пушкинской энциклопедии» в 1930-е годы

 

Настоящая статья с опорой на архивные источники освещает хронологию и содержание дискуссии, возникшей в 1933 году вокруг проекта «Пушкинской энциклопедии», подготовленного московскими учеными во главе с М. А. Цявловским. Структура издания, его адресация, принципы составления словника - вот основные точки, вокруг которых выстраивался местами безосновательный спор между москвичами и ленинградцами, позднее ставший главной причиной отказа от энциклопедического проекта. Представленный в качестве приложения к статье протокол открытого заседания Пушкинской комиссии Академии наук СССР от 27 ноября 1933 года в Ленинграде продолжает - спустя три десятилетия - осуществленную И. С. Чистовой публикацию «московских» материалов, освещающих работу над проектом энциклопедии осенью 1933 года.

 

Ключевые слова: Пушкин, Пушкинская энциклопедия, пушкиноведение, история литературоведения, Пушкинская комиссия.

 

 

РОМАН ТИМЕНЧИК (Иерусалим)

 

Нимфа Эхо у Ахматовой

 

Рассматривается развертывание мотива из античной мифологии «Нарцисс и Эхо» на всем протяжении творчества Ахматовой и на фоне обращения к нему у ее современников.

 

 Ключевые слова: Анна Ахматова, Нарцисс, Эхо, Ксавер Шаффготш.

 

 

АННА АЛЦИБЕЕВА (Тверь)

 

Сценарий как законченное произведение. Повесть «Пикник на обочине» и сценарий «Машина желаний» А. Н. и Б. Н. Стругацких

 

В статье рассматривается проблема сценария, написанного по литературному произведению, и предлагается взгляд на него как на законченное художественное целое. На примере «Пикника на обочине» и «Машины желаний» А. Н. и Б. Н. Стругацких показываются различия между первичным текстом и сценарием, а также обосновываются принципы трансформации изначального варианта произведения.

 

Ключевые слова: сценарий, нарратив, «Пикник на обочине», «Машина желаний», А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий.