ОЛЬГА БАЛАКЕРСКАЯ (Санкт-Петербург) 

 

Поэма И. Ф. Богдановича «Душенька»: к проблеме формирования диалога с читателем

во второй половине XVIII века

 

В статье сопоставляются повествовательные стратегии исходного варианта первой книги поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька» и первой редакции поэмы. Анализируются приёмы вовлечения читателя в текст произведения.

 

Ключевые слова: Русская литература XVIII века, И. Ф. Богданович, «Душенька», диалог с читателем, образ аудитории.

 

 

ИЛЬЯ ВИНИЦКИЙ (Принстон)

 

«Луизиада» В. А. Жуковского: Из истории одного молитвенника

 

 Образ великой княгини Александры Федоровны, дочери легендарной королевы Луизы Прусской и ученицы В. А. Жуковского с 1817 года, занимает центральное место в берлинских дневниках и произведениях поэта зимы 1820 — весны 1821 годов. Почитание великой княгини принимает в его творчестве форму религиозного ритуала, заимствованного из прусской придворно-романтической традиции. 6 (18) апреля 1821 года Жуковский обращает внимание на то, что великая княгиня использует во время вечерней молитвы особый молитвенник — письма своей матери — и восхищается «прелестной, трогательной мыслью обратить в молитву, в очищение души, в покаяние» воспоминания о королеве. В предлагаемой статье впервые устанавливаются источники содержания этого священного «молитвенника» (компиляция отрывков из писем королевы Луизы, составленная ее подругой и биографом Каролиной фон Берг) и исследуется роль прусского национального мифа о королеве Луизе в формировании транснациональной (германороссийской) романтической религии Жуковского.

 

Ключевые слова: В. А. Жуковский, великая княгиня Александра Федоровна, прусская придворная традиция, поэтическая религия, миф королевы Луизы, транснациональный романтизм

 

 

 

АННА ГРАЧЕВА (Санкт-Петербург)

 

Вельтман или Достоевский? Стилометрический анализ нескольких романов XIX века

 

В статье демонстрируются результаты обработки ряда произведений русской литературы первой половины XIX века функцией «stylo» одноименного пакета языка программирования R. Среди исследуемых текстов — произведения А. Ф. Вельтмана, Ф. М. Достоевского, А. А. Бестужева-Марлинского, В. Ф. Даля и др.

 

Ключевые слова: Digital Humanities, stylo, стилометрия, А. Ф. Вельтман, Ф. М. Достоевский, А. А. Бестужев-Марлинский, русская литература XIX века.

 

 

 

ОКСАНА ВОРОБЬЕВА (Москва)

 

«Кушелева, например, надувают безбожнейшим образом»: гипотеза к одной фразе

 

В статье представлены результаты работы над письмом А. Н. Плещеева к Ф. М. Достоевскому от 4 августа <1858 года>. Внимание сосредоточено на фрагменте письма, в котором говорится о некоем литераторе, продавшем  свое произведение владельцу журнала «Русское слово» графу Г. А. Кушелеву-Безбородко, а затем перепродавшего это же сочинение другому издателю. Работа над архивными документами, воспоминаниями и эпистолярным наследием литераторов привела нас к гипотезе, что таинственным господином из письма Плещеева мог быть один из первых сотрудников «Русского слова» — Аполлон Григорьев.

 

Ключевые слова: А. А. Григорьев, А. Н. Плещеев, Ф. М. Достоевский, граф Г. А. Кушелев-Безбородко, Я. П. Полонский, журнал «Русское слово», переписка.

 

 

 

ЕКАТЕРИНА КОЛЕВАТОВА (Санкт-Петербург)

 

Количественный анализ и перспективы изучения русской драмы XIX века

(на материале пьес 1870-х годов)

 

Статья посвящена методам количественного анализа, при помощи которых рассматривается система социальных отношений и сюжетных функций персонажей различных пьес. Исследование опирается на методы, изложенные в статье В. А. Сапогова «Некоторые характеристики драматургического построения комедии Островского “Лес”», и выделенные Сапоговым количественные характеристики, среди которых занятость, частота появлений, мобильность, ранг, а также вероятность встреч персонажей. В данной статье методы количественного анализа применяются к некоторым пьесам 1870-х годов, а именно «Лес» и «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Мертвая петля» и «Злоба дня» Н. А. Потехина и «Майорша» И. В. Шпажинского.

 

Ключевые слова: драма, количественный анализ, количественные характеристики, формальные методы, таблица-протокол, плотность, занятость, относительная частота появлений, мобильность, ранг, вероятность встреч.

 

 

СОФЬЯ БОЛЕНКО (Москва)

 

Основные мотивы сборника Н. А. Некрасова «Последние песни»

 

Статья посвящена «Последним песням» – последнему прижизненному сборнику Н. А. Некрасова, до сих пор не становившемуся объектом монографического исследования с точки зрения поэтики. Выявление и анализ мотивного каркаса сборника позволили сделать ряд наблюдений относительно смысловой и эмоциональной нагрузки отдельных текстов, а также общих принципов построения этой поэтической книги и ее восприятия современниками.

 

Ключевые слова: Н. А. Некрасов, сборник «Последние песни», поэтический мотив, авторская стратегия.

 

 

ОЛЬГА МАКАРЕВИЧ (Санкт-Петербург)

 

«Такое умное и характерное лицо не может всем одинаково нравиться…»

(Неизвестный отзыв Н. С. Лескова на книгу о митрополите Макарии (Булгакове))

 

В статье впервые публикуется отзыв Н. С. Лескова о книге Н. А. Лебедева, посвященной митрополиту Макарию (Булгакову). Замысел книги находит сочувствие у Лескова, однако его воплощение становится поводом для многочисленных критических замечаний.

 

Ключевые слова: Н. С. Лесков, рецензия, особый отдел Ученого комитета, митрополит Макарий (Булгаков), Н. А. Лебедев.

 

 

АНДРЕЙ ЛЮСТРОВ (Москва)

 

 

Светотень А. Белого: Две статьи о сборнике Ф. Сологуба «Истлевающие личины»

 

В статье даются объяснения конфликту, разгоревшемуся между А. Белым и Ф. Сологубом в 1908 году. Выявляются противоречия, ставшие причиной для ссоры между литераторами, разбору подлежат критические работы обоих авторов. Главным образом рассматриваются статьи А. Белого «Истлевающие личины» и «Далай-лама из Сапожка».

 

Ключевые слова: журнальная полемика, критическая статья,  диалектика, Ф. Сологуб, А. Белый.

 

 

АЛЕКСАНДРА ЧАБАН (Москва / Тарту)

 

Почему А. Белый стал «варваром»:

к вопросу о рецензии Н. С. Гумилева на книгу стихов «Урна»

 

 В статье рассматривается рецепция творчества А. Белого Н. Гумилевым. Ряд отсылок к статьям Белого в письмах и рецензиях доказывает значительное влияние творчества младшего символиста на взгляды Гумилева. В вопросах поэтики, однако, Гумилев не принимал радикального новаторства Белого, сравнивая его с варваром. В рецензии на «Урну» критик поднимает вопрос в пути развития русской поэзии, подчеркивая свою позицию неприятия.

 

Ключевые слова: русская литература начала ХХ века, Н. С. Гумилев, А. Белый, символизм, литературная критика.

 

 

ПАВЕЛ СТЕПАНОВ (Санкт-Петербург)

 

Путешествия иностранцев с Запада в «чудесную страну»:

к вопросу контекста появления сюжета

в детской иллюстрированной книге  1920-1930-х годов

 

В статье на примере ряда иллюстрированных детских книг 1920-х и начала 1930-х годов рассматривается исторический контекст появления сюжета о путешествующих с Запада в Советский Союз иностранцах.

 

Ключевые слова: путешествия, советская детская литература, МОПР, ВОКС, Интурист

 

 

АЛЕКСАНДР КОБРИНСКИЙ (Санкт-Петербург)

 

К проблеме комментирования записных книжек Даниила Хармса

 

В статье подробно рассматривается проблема комментирования записных книжек Даниила Хармса. Вскрываются ошибки и неточности комментария, который сопровождает публикацию записных книжек и дневников Хармса в Полном собрании сочинений. Уточняются имена, даты, факты, события, упомянутые Хармсом, а также устанавливается их связь с его художественным творчеством.

 

Ключевые слова: Даниил Хармс, записные книжки, дневники, комментарий, Г. Майринк, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак.

 

 

ВИКТОР ДИМИТРИЕВ (Санкт-Петербург)

 

 

Подросток Вадим Масленников:

о полемике с Ф. М. Достоевским в  «Романе с кокаином» М. Агеева

 

 

В статье рассматривается влияние поэтики романа «Подросток» на повесть М. Агеева «Роман с кокаином». Обосновывается, что Агеев сознательно заимствует и переосмысляет один из ключевых фрагментов романа Достоевского. Проводится анализ функции двух этих фрагментов в сюжетно-композиционной структуре произведений в связи с функцией идеи, сна и воспоминания.

 

Ключевые слова: М. Агеев (М. Л. Леви), Ф. М. Достоевский, «Подросток», воспоминание, идея.

 

 

АНДРЕЙ КОКОРИН (Санкт-Петербург)

 

Новые материалы к творческой истории прозы Ю. К. Олеши

 

В статье, базирующейся на материалах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), рассматриваются проблемы творческой истории прозаических произведений Ю. К. Олеши, связанные с развитием и особенностями взаимоотношений писателя с различными людьми, которые имели непосредственное отношение к изданию его романа «Зависть», воспоминаний об А. Н. Толстом и однотомника «Избранные сочинения» (Ф. Ф. Раскольниковым, З. А. Никитиной, В. О. Перцовым и др.).

 

Ключевые слова: Олеша, «Зависть», А. Н. Толстой, З. А. Никитина, В. О. Перцов, текстология, творческая история, воспоминания.